Как заставить IT-инфраструктуру работать нормально
"Нормальная работа IT-инфраструктуры" - как панацея или философский камень, недостижимый идеал. Не раньше так позже что-то отвалится, во время расиширения что-то нарушит общую работу, во время обновления что-то упадет. Но приблизиться к этому идеалу можно!
Для начала нужно уточнить, что "нормально работающая инфраструктура" - это не такая уж абстракция, завязанная на спокойного, а не бегущего куда-то админа, аккуратно проложенные провода или фирменное оборудование, красиво стоящее в стойке. Это такая работа системы, которая не ограничивает работу компании ни сейчас, ни в ближайшее время - хотя бы в ближайший год. С такой формулировкой все обретает смысл - и распорядок сисадмина, и положение кабелей, и состояние оборудования.
Конечно, это означает, что "норма" глубоко индивидуальна - в каких-то компаниях в ее рамки войдет и еле-еле иногда работающая система, а в каких-то потребуются недостижимые стандарты качества. Поэтому давайте начнем по порядку.
Опрос пользователей
Первое, что нужно, чтобы определить "норму" своей компании, это правильно опросить всех, кто взаимодействует с IT-инфраструктурой. Нам потребуется и субъективная их оценка, и общее впечатление, и конкретизация недовольства, самых навязчивых или неприятных проблем. Составьте опросный лист и внесите туда все типовые проблемы на выбор - так вы упростите опрашиваемым заполнение, а себе - сбор данных. Но и оставьте место для свободного заполнения - скорее всего, кроме типовых проблем будет что-то еще.
Не манкируйте этим пунктом! Даже если вы постоянно работаете с этой инфраструктурой и сами все уже прекрасно узнали, опрос все равно нужно провести: скорее всего, ваши сотрудники оставили какие-то проблемы "на потом" как "неважные"; кроме того, одно дело представлять себе проблему, а другое - иметь на руках десятки свидетельств проблемы. Неплохой может быть аргумент для обсуждения с начальством!
Документация системы
Это если она еще не задокументирована. Инвентаризируйте ВСЕ доступное компании железо и ПО, укажите местоположение, версию, настройку; опишите серверную структуру. Проанализируйте операционные расходы: сколько вы платите за Интернет? картриджи для принтера? за сервисы?
Выявление проблем
Это, конечно, главное. Проблема - это причина повторяющихся инцидентов, а инцидент - это отклонение от уже выясненной нами выше нормы. Например, перегревшийся сервер - это инцидент, а отсутствие достаточного охлаждения в серверной - проблема. Полетевший жесткий диск - инцидент, а вот отсутствие бэкапов, из-за чего теряются данные - проблема. Естественно, надо рассчитывать не на немедленное решение инцидентов, а на их упреждение посредством решения проблем!
Проблемы можно выявить как на основе собственного опыта обращения с инфраструктурой, так и на основе проведенного исследования. С чем-то вы сами справитесь, а для чего-то "собранные" проблемы помогут выбить новое оборудование! Впрочем, не рвитесь в бой стремглав - сначала составьте общую картину проблемных мест системы, а также оцените эксплуатационные риски (обязательно согласуйте с руководством максимальное время простоя серверов!)
Разработка IT-стратегии
Увидев целостную картину происходящего, вы готовы действовать! Определите, куда пришло время направить вашу инфраструктуру и в какой последовательности нужно будет предпринимать какие шаги.
- Закупка новых машин и утилизация старых?
- Наведение единообразия в серверном парке?
- Построение жесткой системы прав и политик?
- Масштабирование инфраструктуры и апгрейд имеющегося оборудования?
Очень важно при этом соотносить развитие инфраструктуры и компании. Какие серверные процессоры, RAM и диски понадобятся для работы сайта компании через три года? Как вы это подготовите? Изменения в бизнесе должны опережаться планами его IT-подразделения. Естественно, вам придется получить под все свои шаги бюджет, а бюджет - это ядро вашей стратегии!
Его основное назначение - удаление ситуационных закупок, устроение финансовой предсказуемости. Естественно, главная трудность с бюджетом будет состоять в налаживании взаимопонимания с начальством - все-таки оно должно понимать, куда пойдут деньги.