Сисадмин на аутсорс: что может пойти не так?
Сегодня руководство многих малых и средних компаний, стремясь оптимизировать их работу, все чаще задумывается о целесообразности содержания IT-отделов в организационной структуре или даже отдельных специалистов-системных администраторов в штате. В результате все более распространенным становится делегирование ряда их задач профессиональным IT-аутсорсерам. Поговорим о том, какие подводные камни может таить такое сотрудничество.
Как правило, идея работы с внештатниками появляется из-за нежелания регулярно платить сотруднику зарплату, в условиях, когда информационная система компании уже создана, настроена и работает более-менее стабильно. Соблазнительным выходом начинает казаться использование услуг приходящего системного администратора-фрилансера или небольшой аутсорсинговой IT-фирмы в тех ситуациях, когда возникают проблемы в работе компьютеров, серверов и т.д. Предложение на этом рынке очень велико: интернет заполнен статями о преимуществах аутсорса (размещаемых, как правило, на сайтах таких фирм), и объявлениями об оказании услуг частными подрядчиками на фриланс-биржах. Несомненно, у такого вида сотрудничества есть много плюсов: в некоторых случаях аутсорс действительно помогает оптимизировать расходы или получить услуги более высокого качества. Однако мало кто говорит о минусах. Вот основные недостатки делегирования обслуживания своей IT-инфраструктуры внештатным сотрудникам.
Во-первых, фрилансеры часто пропадают со связи или нарушают условия договора в пользу другого заказчика. И даже добросовестному фрилансеру потребуется время на то, чтобы добраться до вас и решить какие-то текущие задачи – это может занять от нескольких часов до, в особо запущенных случаях, нескольких дней. Большую часть этих задач них можно выполнить удалённо, но, разумеется, не все, если, например, повреждено и требует ремонта или замены железо или кабели. В результате ряд бизнес-процессов компании может замедлиться.
Во-вторых, часто возникают претензии к качеству работы: найти хорошего фрилансера только на первый взгляд проще, чем штатного сотрудника, а в аутсорсинговых фирмах же наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего заказчику придется часто взаимодействовать с новыми специалистами, которые не в курсе топологии конкретной сети и могут иметь представления о ее настройках, конфликтующие с мнениями предыдущего сисадмина-внештатника. Кроме того, если сисадмин в штате получает зарплату за то, что ничего не ломается, то хлеб внештатного специалиста – устранение поломок, в возникновении которых в случаях личной недобросовенности и плохо составленного договора он может быть кровно заинтересован. Все это может влиять на качество решения проблем.
В-третьих, стоимость услуг аутсорсеров во-многих случаях оказывается выше – иногда неочевидным образом. Если речь идет о первичном обустройстве сети в компании, то входящие в него услуги будут стоить дороже по умолчанию. Однако и в процессе поддержания работы или устранения неполадок уже работающей инфраструктуры всегда останется риск переплаты. Так внештатные сисадмины, решающие бизнес-задачи клиента, могут навязывать ему дополнительные услуги (например, размещение сервера за границей, доработку 1С или обслуживание веб-сайта) по цене выше рыночной или даже получать процент от компаний, продающих таким образом свои программные продукты.
В-четвертых, всегда существует угроза нанесения прямого вреда заказчику, в случае копирования злонамеренным аутсорсером конфиденциальной информации, устанавливая вредоносные программы в мошеннических целях или для повышения самооценки. Известны даже случаи похищения деталей оборудования, о чем становилось известно лишь после ее ближайшей инвентаризации.
Несмотря на такое количество «факторов риска» было бы неправильно говорить, что использование услуг системных администратоов-аутсорсеров является безусловным злом. Главное – ориентироваться на имя компании и отзывы о ней в профессиональном сообществе, а не на низкую стоимость услуг. В случае с фрилансером надо не лениться проверять его реальные навыки, (что может оказаться сложным без штатного IT-специалиста), просматривать отзывы о его работе. Компромиссным вариантом для некоторых компаний может быть системный администратор в штате с частичной занятостью – ему можно будет меньше платить, однако у вас в доступе всегда будет специалист, знающий тонкости устройства именно вашей инфраструктуры и лояльный к вашей организации.
Подытоживая, можно советовать всем руководителям малых и средних компаний не воспринимать аутсорс как панацею, а вдумчиво анализировать все, что может пойти не так в таком сотрудничестве и иметь хотя бы одного штатного системного администратора.