IP-телефония: что такое и с чем едят
Телефоны существуют вот уже более ста пятидесяти лет, и в 21 веке им пророчили исчезновение под давлением новых видов видеосвязи. Однако телефония не исчезла - она развивается, перерастая в новые виды, самый популярный из которых сегодня - IP-телефония.
В ее основе лежит использование интернет-сетей, что открывает удивительные новые возможности:
- Осуществление голосовых вызовов можно превратить в осуществление видео-вызовов в зависимости от ситуации.
- Через IP-каналы можно передавать файлы и мультимедиа-информацию.
- Вместо голосового вызова можно просто послать краткое сообщение.
- Вызовы можно совершать попросту с компьютера, достаточно нужной программы и гарнитуры (ну и сети интернет).
- Можно даже играть в онлайн-игры!
В общем, IP-телефонная связь - важная часть современной жизни и бизнеса, так что стоит разобраться в ней поподробнее.
История IP-телефонии
Мысль об использовании интернета для телефонии возникала еще в восьмидесятых годах; однако с низкой скоростью сети воспользоваться ею было совершенно невозможно.
Программы-коммуникаторы все-таки использовались, но требовали одинакового программного обеспечения с обеих сторон и часто теряли файлы и сообщения. Вне зависимости от провайдера - для таких технологий еще не созрела эпоха.
В 1997 году был принят протокол H.323, и благодаря ему планы о подключении телефона к сети Интернет наконец осуществились.
История IP-связи вышла на финишную прямую под конец прошлого века, в 1999 году, когда место H.323 занял протокол связи SIP - Session Initiation Protocol, разработка которого как раз подошла к концу. Впрочем, H.323 используется по сей день, он хоть и менее совершенен, но почти так же функционален; просто прибегают к нему теперь достаточно редко.
Итак, чем же так отличился SIP, что стал фундаментом современной телефонии?
- Гибкость и простота - по сравнению с H.323 он просто более проработанный.
- Позволяет экономить трафик.
- Поддерживает мобильность пользователей - можно перемещаться по всей планете с сохранением SIP-ID.
Сегодня оба протокола относятся к VOIP-телефонии (Voice over the Internet Protocol, интернет-телефонии), в рамках которой существует еще несколько актуальных (например, IAX2 - для суровой экономии трафика и более надежной связи), однако SIP - самый простой и распространенный.
Сравнение с традиционной телефонией
Традиционная телефония, как становится понятно из сказанного выше, это полностью отдельная система. Она осуществляется через отдельную сеть без использования интернета -
- менее гибкую,
- менее универсальную,
- более дорогостоящую.
Пользуетесь ли вы домашним телефоном или мобильным, каждая минута связи через них должна будет оплачиваться - особенно в случае звонка в другой город или, тем более, страну.
"Секрет успеха" IP-телефонии очень простой, и заключается он в техническом превосходстве: через Интернет можно передавать на порядок более плотный сигнал, т.е. общение будет более чистым, слышным и дешевым.
В конце концов, это даже может быть видео-общение с другим полушарием - по цене ниже, чем позвонить с мобильного в соседний город!
Достоинства IP-телефонии
Самое главное, чем SIP-телефонная связь всегда подкупает пользователей - низкая стоимость вызовов в другие города и даже страны. Нет ведь никакой разницы, открываете ли вы сайт, находящийся физически на сервере в другом полушарии или делаете туда звонок посредством тех же сетей! Однако это преимущество - только самое поверхностное.
Доступность и мобильность сильнее привязывают клиентов к этому виду связи после того, как они его уже попробовали. Благодаря отсутствию привязки к кабелю, разъему или месту, IP-телефония ничем не отличается от мобильной связи - разве что вместо доступа к оператору необходим доступ к провайдеру.
Возможность формирования новых сетей практически без затрат привлекает тех, для кого этот вид связи уже необходим как обеспечение постоянного рабочего процесса; сюда же можно отнести мгновенное внедрение новых конфигураций и сервисов.
Обширные возможности мы уже упоминали выше - в одном средстве связи одновременно и голосовые вызовы, и видео-связь, и текстовые сообщения, и пересылка файлов - хоть Call-центр заводи, хоть аудио-конференцию собирай. Впрочем, тут все будет зависеть от провайдера и количества абонентов.
Слово конкурентам
Конечно, IP-связь не монополизировала рынок современного сообщения. У нее есть сильные конкуренты, каждый из которых имеет собственные козыри и доверие абонентов.
С одной стороны, это, конечно, современные мессенджеры и Skype, т.е. приложения, предлагающие все то же самое, но в еще более простом формате. Кроме того, у них "более выгодные тарифы" - проще говоря, звонки чаще всего бесплатны. Однако эти программы более новые, они сложнее - и зачастую не работают так, как должны там, где IP-телефоны давно провели работу над ошибками.
Есть и ответ от мобильных операторов - корпоративные решения, позволяющие совершать звонки внутри компании, используя мобильные телефоны и короткие номера. Эта "виртуальная телефония", фактически, является слиянием мобильной и IP-телефоний.
Она обладает многими достоинствами последней - например, не привязана к рабочему месту или географической локации. Из центрального офиса можно позвонить на короткий номер сотруднику и в другу страну, и на другой континент.
Подводя итоги
IP-телефония - надежное и экономичное решение в офисе любого масштаба. Растущие компании и филиалы оценят возможность бесплатного расширения, офисы с установленной традиционной телефонией можно просто перевести на SIP-протокол, а достоинства этого решения с каждым годом оценивает все больше людей.
Детище эпохи высоких технологий, оно поможет не только оптимизировать расходы компании, но и сделать работу удобнее, а, значит, эффективнее.