Как избежать болезней роста IT-инфраструктуры
Существуют ошибки, которые малый бизнес совершает относительно развития своей IT-инфраструктуры почти повсеместно. Тем не менее, они повторяются год за годом - давайте проверим, все ли от них защищены!
Чаще всего они связаны даже не столько с работой сисадмина и инфраструктуры, сколько с планированием и болезнями роста. Инфраструктура, нужная для малой компании и для средней - это две очень разные системы, переход между ними сложен и о его порог очень легко споткнуться. У малого бизнеса же планирование чаще всего не заходит далее следующего года (в лучшем случае!), тогда как серверная инфраструктура (еще и не самый насущный вопрос для такого бизнеса) должна планироваться на годы и годы.
Итак, что же это за ошибки?
Зоопарк
Малый бизнес - самый неразборчивый в плане выбора оборудования. Его покупают для решения актуальных проблем здесь и сейчас, так что компьютеры, серверы и прочие устройства в таких компаниях когда те подрастают чаще всего представляют собой жуткий сумбур из дорогого и дешевого, нового и бывшего в употреблении, надежного и уже разваливающегося.
Конечно, управлять зоопарком очень сложно. Когда это маленький зоопарк - еще ладно, но потом начинаются серьезные проблемы! Каждый элемент приходится обслуживать и обновлять отдельно, он требует внимания, все это загружает админа и ухудшает качество работы. Ну а пока все разваливающееся развалится, а все лишнее выработает ресурс уйдет не один год!
Поэтому чем раньше бизнес придет к вопросам совокупной стоимости владения, удобства и стандартизации обслуживания, тем лучше. Ну а ежегодное или ежеквартальное приобретение оборудования может помочь пошагово превратить зоопарк в серверный парк.
Брендированное, но безграмотное
Другая распространенная ошибка - слепая вера в абсолютную силу брендов. "Самое качественное оборудование", кровью и потом приобретенное за непомерную для масштаба компании цену, обычно покупается после серьезных простоев или поломок, "чтобы такое никогда не повторилось".
Но как правило это безграмотное решение, так как единственное, на что идет упор - бренд устройства, а не, скажем, аппаратная основа для создания на нем RAID-массива, горячего резервирования и т.п. Кроме того, даже самый на свете брендированный сервер все равно может сломаться... Лучшие игроки рынка могут дать отличную гарантию, но, чаще всего, платную, так что сесть в лужу с таким устройством на уровне малого, превращающегося в среднее предприятие, очень просто.
Само собой, строить инфраструктуру на выбранном бренде может быть неподъемной задачей. Тут придется выбирать - держаться именно за такие устройства или выбрать более доступные. Впрочем, можно и выкрутиться - обратиться к бывшим в употреблении, но все еще актуальным по мощности... Тогда можно будет создать отказоустойчивую систему за неплохие деньги - но вычислительных сил хоть и будет вдоволь, это точно не будет hi-end. Его, впрочем, малым фирмам чаще всего и не нужно.
Отсутствие документации
Тоже очень распространенная история - IT-системы, которые в небольших компаниях создаются без документации. Проблемы начинаются к 3-4 смене исполнителя или же к расширению штата до еще большего их числа. Естественно, что именно на этом месте расцветают болезни роста: то, что было сделано для системы на 20 пользователей, может для в пять раз большей быть просто нерабочим решением.
Кроме того, повседневная работа с IT-инфраструктурой в команде на несколько сотрудников с пересекающимся функционалом может превратиться в ад. Кто-то вносит непрошенные изменения, нужные ему самому, пока над системой трудятся другие, забывает об этом, потом ищут виноватого и возможные способы решения проблем...
В общем, документация - это важно, это не дополнительный рабочий атрибут "для галочки", а необходимость.
Неправильные политики
Сотрудник и сам может установить все, что ему нужно для работы, а потому можно дать ему админские права... Сложно придумать более убийственную для работы формулу. В лучшем случае пользователь установит конфликтующее программное обеспечение, в худшем заразит вирусом и свой компьютер, и локальную сеть.
С одной стороны, если в компании десять сотрудников, все грамотные и "под колпаком" сисадмина - скорее всего, все будет в порядке. А вот когда их станет сто... Чем больше бизнес - тем больше издержек от такого решения и тем дороже могут быть последствия.
Правильная политика доступа позволит защитить систему от некомпетентных воздействий.
Будьте защищены!
Описанное выше - только верхушка айсберга. Многие ошибки вам все равно наверняка придется набить самостоятельно, но если исключить из их списка системные и тщательно планировать на годы вперед, то процесс превращения в среднее предприятие пройдет гладко.