Как оцениваются серверные и центры обработки данных
Компании, арендующие серверное оборудование в дата-центрах всегда нуждались в гарантии их надежности и безопасности и, выбирая ЦОД, ориентировались в первую очередь на них. Однако долгое время не существовало никакого легитимного стандарта для оценки серверных.
Первой ласточкой стало появление в 1989-м объединения Uninterruptible Uptime Users Group, (UUUG) целью которого был обмен опытом для накопления данных, на основе которых можно было бы создать единую систему асесмента дата-центов. Двумя годами позже фирма Uptime Institute и ассоциация компаний, обслуживавших ключевые ЦОД-ы США, создали базу информации, из которой впоследствии выросла система оценки эффективности дата-центров. Анализ порядка 30 факторов работоспособности ЦОД-ов (расположение, экологичность, качество сервиса) и 16 технических факторов подсистем позволил построить корреляционную модель, описывающую предпочтение бизнесом тех или иных серверных. Сосредоточившись именно на технических особенностях, Uptime Institute в 1990-х представила стандартизированный пакет методов, с помощью которых стало возможно единообразно оценивать ЦОД-ы.
В настоящий момент Uptime Institute обладает правом сертифицировать дата-центры по стандартам Tier-системой при разработке, возведении и использовании инфраструктуры по всему земному шару. Проектировка отечественных ЦОД-ов осуществляется по стандарту TIA-942 Ассоциации изготовителей оборудования для передачи данных (TIA) Института американских национальных стандартов. Система Uptime Institute и внутренние ГОСТы применяются в РФ в качестве дополнительных к нормативам TIA, хотя последний основывается на наработках Uptime Institute.
Подходы Uptime Institute и TIA имеют некоторые отличия: первая избегает формулирования жесткой спецификации, вторая же, напротив, предельно конкретна в плане требований к каждому уровню в классификации дата-центров. При этом TIA не располагает асессорскими полномочиями и не имеет права оказывать платные услуги по оценке, что является прерогативой Uptime Institute.
На сегодняшний день существуют четыре уровня стандарта Uptime Institute. Каждый более высокий уровень в этой классификации включает в себя все предписания для более низких уровней.
Tier I — начальная инфраструктура без возможности резервирования. В ЦОД Tier I можно арендовать выделенную инфраструктуру, позволяющую функционировать IT-системе клиента вне стен офиса, ИБП, защищающий от скачков напряжения и отключений питания, круглосуточно работающий охлаждающий контур и генератор, страхующий все системы от длительных перебоев с электроснабжением.
Tier II — инфраструктура, располагающая резервными мощностями. В ЦОД Tier II можно получить в свое распоряжение резервные возможности для важнейших деталей, что упростит любой ремонт и защитит IT-процессы клиента от падений. В число резервируемых систем входят устройства питания и охлаждения, например, ИБП, чиллеры или насосы, различные генераторы.
Tier III — инфраструктура, которая поддерживает возможность параллельного ремонта. В ЦОД Tier III ключевым является то, что сервисное обслуживание и замена оборудования не будет требовать прекращения работы. Это достигается за счет добавления к ключевым компонентам резервных каналов питания и охлаждения.
Tier IV — инфраструктура с повышенной отказоустойчивостью. В ЦОД Tier IV отказоустойчивость предыдущего уровня повышена настолько, что нарушения работы отдельных элементов не только не ведут к отключению всей IT-системы клиента, но и практически не сказываются на ее отдельных процессах.
Операторы ЦОД-ов могут добровольно подавать заявки в Uptime Institute для независимого экспертного асесмента инфраструктуры. Однако с 2015 наблюдается тенденция к стимулированию операторов для прохождения аттестации т.к. реалии рынка таковы, что прозрачность в вопросе выбора дата-центров становится все более насущной потребностью для бизнеса. Кроме того Uptime Institute ввела новый параметр оценки: энергоэффективность, включающий два подуровня: «одобренный» и «активированный». Сегодня высокая энергоэффективность ЦОД-а является залогом высочайшего качества его работы в глазах клиента.
Подытоживая, можно заключить, что четырехуровневая классификация Uptime Institute является крайне полезной для клиентов дата-центров, гарантируя конкретной фирме необходимый для нее уровень производительности и безотказности серверов.