Как начать профессиональный путь сисадмина?
По разным связанным с системным администрированием темам есть огромное количество учебников, справочников, курсов, - со всем, что можно назвать навыками сисадмина. Но организационные вопросы не поднимает практически никто. А ведь даже в малой компании недостаточно быть просто умелым в своей профессиональной нише, есть несколько секретов даже начального мастерства.
Многим из них обучают старшие товарищи, но что делать, если их нет? А делать нужно вот что.
Сразу после трудоустройства
Если вы - единственный сисадмин в небольшой фирме и только что начали работу, то первым делом вам нужно, конечно, разобраться с руководством. Кому вы подчиняетесь? Идеально если сразу генеральному, к которому можно обращаться по любому вопросу; если нет - в любом случае нужно понимать, кто для вас указ, иначе указывать начнет каждый.
Это, так сказать, иерархический момент; сразу после него - момент пространственный: вам необходимо получить план помещения. Можно использовать пожарный, можно строительный, можно и самостоятельно зарисовать. Задокументируйте расположение машин (и телефонов), их конфигурацию, используемый софт, а также пожелания сотрудников по каждому рабочему месту. На уровне малого предприятия это скорее всего не такой уж широкий фронт работ.
Как закончите, постарайтесь представить компьютерную систему компании в уме в виде схемы. Если все встает на свои места и замечательно работает, а у вас темных пятен или прорех в воображаемой инфраструктуре не возникает - поздравляем, вы справились. Вторым умственным упражнением станет поиск оптимизации и улучшение этой системы - чего ей не хватает, чтобы достигнуть идеала?
Возможные реформы
Скорее всего после ознакомления с системой предприятия вам станет понятно, что что-то надо менять, а в худшем случае что-то сносить и перестраивать с нуля. Что ж, тут вам пригодится определенность с начальством: все предложения нужно будет согласовывать с ним.
Чаще всего начинать приходится с безопасности, о которой в малой фирме до вас мог не подумать вообще никто. Проверка на вирусы, ошибки дисков и реестра, проверка 1С, убийство дублей, присвоение и ограничение прав пользователей - всем этим кому-то нужно будет заняться (вам).
Проверьте систему бэкапов на предприятии. Наличествует ли она вообще? Какие бэкапы делаются раз в сутки, раз в неделю, раз в месяц? Сколько копий делается и где они хранятся? Есть ли нужда в новых хранилищах?
Скорее всего вам нужно будет заново комплектовать и настраивать компьютеры сотрудников. Этот процесс придется сделать всеобъемлющим - касаться он должен будет как очищения корпуса, смены термопасты, установки заглушек и подкрутки винтов, так и проверки/установки системы, ПО удаленного управления, выдачи прав в локальной сети.
Еще несколько советов
Даже устроившись на новом месте и влившись в рабочий процесс, вы сможете еще не раз попасть впросак. Чтобы этого не произошло, вот несколько ценных советов, каждый из которых опытный сисадмин предпочел бы получить на своем профессиональном пути как можно раньше:
- Как можно быстрее проведите инвентаризацию всего наличного железа. Заведите себе хард со всеми драйверами и всей документацией для них.
- Если на работу принимают нового сотрудника, подарите ему час своего времени просто затем, чтобы всему научить. Как закончите - назначьте кого-нибудь из его соседей "ответственным за рабочие вопросы". Скорее всего после этого до вас дойдут только действительно важные затруднения, а с мелкими справятся сами.
- Маркируйте все кабели. Потратьте на это целый рабочий день, но маркируйте их все до единого!
- Поставьте пароль на доступ к антивирусному ПО. Если этого не сделать - будет шанс узнать, что пользователи отключали антивирус чтобы ускорить работу системы... и схватили вирус.
- Заведите резервный картридж, который всегда будет заправлен. Тогда заправлять его можно будет в удобное время, а не срочно, а обновить краску в принтере можно будет очень оперативно.
Конечно, ни один такой материал не заменит вам опыта и собственных набитых шишек. Но с ним, надеемся, шишек будет меньше, а опыт станет приятнее!