Как стать матерым сисадмином: советы начинающим
20 декабря 2019
Содержание:
В одной из последних статей уходящего года мы попытаемся ответить на непростой вопрос «как стать матерым сисадмином» и сформулируем список рекомендаций для начинающих. В первую очередь они адресованы сисадминам, работающим в небольших компаниях, госструктурах или занимающихся фрилансом – т.е. тем, кому в любой момент может понадобиться решать задачи широко спектра без возможности опереться на опыт старших специалистов или какие-то стандарты работы в этой организации.
- Ориентируйся на потребности клиента, в роли которого может выступать как бухгалтер, так и техничка. Старайся поддерживать хорошие отношения со всеми сотрудниками. Своевременно планируй встречи, вникай в суть работы сослуживцев, настраивай все, как настраивал бы для себя самого, только понятнее.
- Не пренебрегай обновлениями программ! Они выпускаются не просто так, а помогают закрывать дыры в более ранних версиях, оптимизировать работу и т.д. Однако не забывай сначала устанавливать и тестировать все обновления на своем компьютере, если в компании нет для этого отдельного сервера. Особое внимание уделяй бухгалтерии, если хочешь получать свою зарплату вовремя.
- Рассчитай хотя бы примерно время, когда у клиента должен закончиться картридж для принтера и не поленись заказать новый заранее, а еще лучше – всегда имей запасной.
- Педантично веди документацию по всем клиентам: у тебя всегда должен быть доступ ко всем паролям, доступам, адресам, серверам и т.д. Подумай, как обеспечить безопасность хранения этих данных т.к., вероятно, именно ты будешь являться «точкой отказа».
- Перед тем как начать что-то делать, читай документацию; в особо трудных случаях – рисуй на бумажке блок-схемы, визуализируй структуру всех изменений, которые необходимо внести.
- Уделяй внимание тайм-менеджменту: используй сервисы вроде «Трелло», если нужно – заводи будильники, закладывай на большие задачи несколько часов сверх просчета т.к. велика вероятность, что что-то пойдет не так.
- Смотри, читай, исследуй новости ИТ индустрии, выбери свои сильные стороны профессии, продвигайся в этом, копи опыт, делись им и интересуйся как делают другие. Выбери или всё знать понемногу, или стать узкопрофильным специалистом.
- Устанавливай только проверенное ПО, по возможности – лицензионное. Не гонись за новинками – возможно программы, вышедшие несколько лет назад, будут работать стабильнее и потребуют меньше времени на то, чтобы разобраться в их работе. Также всегда храни все драйвера и мануалы в одном месте.
- Твои клиенты – не IT-специалисты. Старайся общаться с ними на понятном им языке; избегай слэнговых выражений, конкретизируй, что им требуется сделать, чтобы все заработало. Подумай о том, чтобы составить для них памятки или хотя бы скачай их из Интеренета.
- Оперативно оценивай рабочие задачи по шкалам «важное – не важное» и «срочное – не срочное»; раз в неделю или месяц просматривай список решенных за этот период задач и пытайся спрогнозировать свою нагрузку в следующий временной отрезок.
- Упорядычивай все, с чем работаешь. Называй все файлы и папки единообразно, чтобы можно было легко вспомнить, что где лежит и быстро объяснить это клиенту по телефону. Будь вкурсе, где хранятся все бумажные документы, заявления, справки, рапорта, «гарантийки». Подписывай все провода.
- Настрой серверы таким образом, чтобы они в нерабочее время сами делали бэкапы и перезагружались. Уделяй им самое пристальное внимание т.к. цена выхода из строя сервера – куда выше, чем машины любого пользователя. Ну, разве что кроме сотрудников бухгалтерии.
- Следи за динамикой стоимости твоего труда на рынке. Не завышай цены, но и не демпингуй. Ищи клиентов, которые будут платить тебе за то, что все работает, а не за то, что все постоянно чинится.
- Старайся не ругать незнакомое или нелюбимое тобой ПО при клиенте. Лучше поделись с ним, чем хорошо то, которое используешь ты. Всегда предоставляй клиенту выбор, каким программным обеспечением пользоваться, но не стесняйся обсуждать с ним его выбор.
- Используй только свои инструменты: не рассчитывай на отвертки и тестер клиентов. Это позволит сэкономить всем время и нервы.
- Дублируй критическое ПО в облако, причем не корпоративное, а на свой личный аккаунт. Настраивая удаленный доступ к компьютерам фирмы, обезопась их от проникновения. Разработай вместе с руководителем иерархию уровней доступа к сетевым ресурсам и разные политики.
- Старайся не ругать других сисадминов за глаза т.к., наверняка, у кого-то будут поводы покритиковать и тебя, в результате чего в массовом сознании лишь укрепится образ о сисадмине, как о раздолбае.
Надеемся, что следование этим советам, составленным преимущественно на основе личного опыта, поможет кому-то уменьшить число бессонных ночей в серверной, а у кого-то – вызовут приступ ностальгии по этой некогда романтической профессии.