Мониторинг серверов: что это и для необходимо
Подобрать правильную конфигурацию серверного оборудования и успешно запустить его - это лишь половина дела. После этого необходимо постоянно контролировать работоспособность систем хранения данных, чтобы все сервисы, приложения и службы работали корректно. Реагирование на своевременные сбои позволяет избежать значительных финансовых потерь, так как без мониторинга сложно сразу определить, что сервер неисправен или некоторые его службы работают неправильно.
Мониторинг серверов - это процесс сбора и анализа данных о текущей производительности систем хранения данных. Для этого используются специальные утилиты, функциональность которых несколько отличается друг от друга. Некоторые программы для Windows или Linux предназначены только для контроля свободной памяти и загрузки CPU сервера, а другие подходят для расширенного мониторинга корпоративных СХД.
Для чего нужен мониторинг серверов
Основная задача данного процесса - в режиме реального времени контролировать производительность, заполненность памяти и функциональность серверов, установленных в офисе. Самое главное - это возможность обнаружить проблему еще до того, как это на себе ощутят пользователи. Например, при снижении свободного места на SSD сервера до критического уровня можно успеть решить проблему. Если этого не сделать вовремя (что чаще всего случается без утилит мониторинга), то веб-сервис, приложение, сайт или данные могут пострадать: сайт, сервис и приложения перестанут работать для всех пользователей, а некоторые данные могут быть утеряны. Сложно оценить финансовые потери в таком случае - это чревато не только оттоком пользователей и покупателей, но и репутационными рисками, а также недополученной прибылью. Поэтому лучше сразу позаботиться о многоуровневом мониторинге серверного оборудования в офисе.
Обратите внимание, что наряду с анализом работоспособности серверного оборудования целесообразно осуществлять постоянный мониторинг корпоративной сети. Это стало особенно необходимым после того, как сеть расширилась не только на локальных пользователей, но и на удаленных юзеров, мобильные устройства, беспроводные сети, облачные технологии, IoT, VPN и многое другие. Сети мониторятся также при помощи специального программного обеспечения. У этого процесса такие же задачи, как и у мониторинга серверов: своевременно обнаружить ошибку, избежать сбоя и исключить взлом.
Какие данные отслеживаются при мониторинге серверов
- Мониторинг серверов включает в себя анализ следующих данных:
- Производительность процессора;
- Память;
- Состояние HDD/SSD-дисков, подключенных к серверу;
- Общее состояние оборудования;
- Статус назначенных заданий;
- Поток трафика;
- Внешняя температура и статус системы охлаждения.
На основании этих данных можно контролировать свободное и заполненное место СХД, статус оборудования (активно или нет), объем трафика, загруженность ЦП, температуру устройств, работоспособность отдельных элементов СХД (например, активной системы охлаждения на корпоративных моделях). Вся информация анализируется и отображается в режиме реального времени. Утилиты с удобным интерфейсом имеют режим оповещений, поэтому любая ошибка сразу же будет замечена системным администратором.
Утилиты и специализированные сервисы для мониторинга серверов
Мониторинг серверного оборудования осуществляется при помощи специальных утилит или сервисов. Чаще всего для круглосуточного контроля используются утилиты Linux или сервисы мониторинга. Они могут быть платными или бесплатными. В корпоративной среде, конечно же, зачастую используют платные утилиты и сервисы, которые более функциональны и стабильны. Выбор сервисов очень большой и зачастую системные администраторы выбирают те инструменты, с которыми они работали ранее или в функционале которых они полностью уверены.
Примеры сервисов и утилит для мониторинга серверов:
- Anturis;
- AppDynamics;
- Motadata;
- OpenNMS;
- BigPanda;
- Datadog;
- SolarWinds Server and Application Monitor (SAM);
- Zabbix;
- Site24x7;
- Navicat Monitor.
При выборе утилит и сервисов для контроля работы серверного оборудования важно учитывать несколько факторов. Первый - это операционная система, для которой предназначен инструмент. Например, SolarWinds Server and Application Monitor (SAM) способен работать только на Windows Server 2016+, хоть и отслеживает любое оборудования, включая Linux-сервера. А бесплатный Zabbix и вовсе является универсальным ПО готовыми шаблонами для работы с устройствами HP, IBM, Lenovo, Dell, Linux-серверами, а также оборудованием на Ubuntu и Solaris.
Второй фактор выбора - наличие удобного интерфейса управления и контроля. Гораздо удобнее, если сервис мониторинга имеет систему оповещения и визуально показывает, какой элемент СХД работает исправно, а в каком произошла ошибка.
Третий фактор - это функциональность и количество отслеживаемых параметров. Некоторые сервисы можно дополнять, используя системы аналитики и мониторинга логов.
Большая часть корпоративных сервисов мониторинга совместимы с серверами Dell PowerEdge, HP ProLiant, IBM eServer xSeries, Dell PowerEdge Blade, HP BladeSystem, VMware vSphere и другими. Но иногда рационально выбрать их по более узкой специализации. Например, Navicat Monitor больше подходит для мониторинга баз данных (включая облачные СХД). А Site24х7 более функционален и удобен для контроля работы веб-ресурсов.
Те или иные решения в области мониторинга серверов позволяют в режиме реального времени следить за состоянием СХД или облачных баз данных. С подобными системами легко обеспечить бесперебойную работу сайтов, приложений, онлайн-сервисов и систем хранения данных.