Памятка офисного сисадмина
Все знают, куда вымощена дорога благими намерениями – эта максима во многом актуальна и для начинающих системных администраторов, приступающих к работе в небольших компаниях. Случаи, когда сисадмин сознательно хочет нанести вред компании, являются исключительными, однако нередки случаи, когда пренебрежение стратегическими потребностями IT-инфраструктуры фирмы в угоду сиюминутному, ведет к проблемам. При этом руководствуются сисадмины лучшими побуждениями.
Сегодня мы поговорим о тех тонкостях, на которые следует ориентироваться офисным сисадминам, чтобы информационные системы компании и, следовательно, ее бизнес-процессы развивались комплексно и прозрачно для всех участников.
1. Офисный компьютер – это орудие труда
Компьютер – это такой же инструмент, как и дрель, мотоблок и грузовик. Соответственно офисный компьютер должен быть настроен в первую и единственную очередь таким образом, чтобы сотрудники могли эффективно решать с его помощью свои рабочие задачи. Нужно избегать установки на них развлекательных приложений и заниматься персонализацией.
2. Меньше прав – крепче сон
Каждый день сотрудники вашей компании предпринимают попытки нечаянно что-то сломать в выстраиваемой вами IT-инфраструктуре. Чем больше у них прав и всяческих уровней доступа, тем выше их шансы преуспеть в этом. Необходимо урезать доступы к разным системам и приложениям до того минимума, которого будет достаточно для выполнения ими рабочих обязанностей – сделав это, вы застрахуете их от создания проблем всей фирме.
3. Компания не нуждается в том, что не готова приобрести
Водитель такси не пытается собрать из запчастей АвтоВАЗа иномарку и не угоняет ее – он водит и чинит тот транспорт, который предоставляет ему таксопарк. Точно также начинающему сисадмину не нужно пытаться собирать энергоэффективные кластеры из отживших свое системников или устанавливать пиратские версии тех программ, которые начальство не хочет приобретать. Нормально обсуждать с руководством бюджет и потребности в той или иной вещи, но собирать их на свой страх и риск из всего, что может попасться под руку – неосмотрительно.
4. Сотрудники компании должны уметь пользоваться компьютером
На агрегаторах вакансий в требованиях к соискателям на разные должности не зря до сих пор пишут «уверенный пользователь ПК». И по сей день многие офисные работники не знают, как поменять картридж в МФУ и какие функции есть у Word и Excel выше уровня урока информатики в пятом классе. Ваша задача – обучить их этому, поскольку в долгосрочной перспективе это окажется проще, чем без конца прибегать на вопли «я что-то нажала, и все исчезло».
5. Железо и софт обходятся дешевле ваших услуг
Если предположить, что компьютеры и ПО могут работать лет пять, то легко подсчитать, что в небольшой фирме оплата вашего труда за этот срок превысит стоимость их покупки. Соответственно вы поможете фирме экономить деньги заказывая то оборудование, которое будет работать как можно дольше, не требуя постоянного ремонта с вашей стороны.
6. Семь раз отмерь, один раз отрежь
Еще никто не умер из-за того, что потратил лишние пару недель на учет всех нюансов при проектировании систем, которые вы рассчитываете обслуживать несколько лет. Единичный срыв сроков запуска чего-либо – ничто по сравнению с годами переделок и исправлений ошибок, допущенных из-за чрезмерной поспешности. При этом следует держать в голове, что раз в 5-7 лет вся IT-инфраструктура фирмы неизбежно должна будет полностью обновляться – необходимо закладываться еще и на это.
7. Редуцирование, структурирование, стандартизация или смерть
С самого начала разработай стандарты названий для всех папок и абонентских номеров, подписывай все провода, бережно относись к бумажным документам и т.д. – пока в компании один сервер и пять сотрудников это кажется ерундой, однако, как только фирма начнет расти, может начаться бардак, устранить который окажется очень сложно.
8. Главное это не скорость, а победа
Сисадмин, заслуживающий того, чтобы стать примером для остальных не будет хвататься за десятки задач одновременно – он будет последовательно доводить их до конца одну за другой, а, если все-таки приходится решать несколько вопросов одновременно, сможет разбить их на подзадачи с промежуточными результатами, которые будут где-то фиксироваться.
9. Ничто не вечно и все тленно
Человечество еще не создало такой системы, которая была бы полностью застрахована от непредвиденных ситуаций, ведущих к поломкам. Речь может идти о природном и человеческом факторах, «усталости материала», серии неудачных совпадений и т.д. Исходя их понимания того, что не существует ни абсолютно надежного железа, ни абсолютно надежного софта, надежность системы будет определяться лишь компетентностью сисадмина и его готовностью к максимально широкому спектру внештатных ситуаций.
10. Чужой диагноз – плохой диагноз
Устранение любых неполадок на основе чужого диагноза повышает риск того, что этот процесс затянется и не будет доведен до конца. Никогда не пренебрегай самостоятельной диагностикой причин проблемы, даже если другому айтишнику или иному сотруднику компании она видится ясной как день – ведь если им понадобилась твоя помощь, они не смогли самостоятельно решить вопрос, а значит, всегда остается вероятность, что поставленный ими диагноз был ошибочен.
В этой памятке, конечно же, были затронуты лишь самые общие проблемные области офисного системного администрирования, однако даже в таком виде она может уберечь начинающих хотя бы от самых распространенных ошибок. Желаем удачи!