Как ничего не забыть: задачи, которые сисадмин не всегда вспоминает
Год приближается к завершению, и в последней публикации 2019 мы соберем в один список основные группы задач, о которых офисные сисадмины имеют свойство забывать. Многие из этих задач уже упоминались в других наших статьях, но адресовались они в первую очередь самим системным администраторам. Сегодня же мы постараемся сформулировать их таким образом, чтобы руководителям небольших компаний стало понятнее, чем сисадмин должен регулярно заниматься в компании, чтобы каждую неделю не летела техника, МФУ не жевал бумагу, вирусы не уничтожали ценные данные, а важные письма не тонули в потоках спама.
Итак, чтобы IT-инфраструктура компании работала без перебоев, необходимо требовать от сисадмина следующее.
1. Регулярно, например, раз в месяц, делать бэкапы баз данных. В идеале сисадмин должен настроить систему автоматического копирования, но и не забывать проверять ее работу вручную. Чаще всего организации теряют данные, когда горят жесткие диски, в систему проникают вирусы или сотрудники с неоправданно высокими уровнями доступа случайно удаляют важные файлы. Своевременно копирование данных – залог сохранности критической для вашей компании информации.
2. Своевременно устанавливать обновления антивирусов. Рачительный сисадмин настраивает автоматическое обновление защитного софта не реже раза в день, ведь высокоростной интернет позволяет делать это, никак не замедляя другие процессы в компании. Если же антивирус обновляется редко, IT-инфраструктура вашей фирмы постепенно превращается в решето и повышается вероятность утечек важных данных.
3. Осуществлять физическую чистку железа не реже чем раз в полгода, а, по возможности – каждые три месяца. Необходима чистка не только поверхностей, но и вскрытие корпусов и удаление пыли со всех проводов, кулеров и плат – без этого со временем может возникнуть перегрев и поломка микросхем.
4. Контролировать безопасность Wi-Fi, которым сегодня пользуется большинство компаний. Настройка параметров этой сети по дефолту не предполагает выставления защитных параметров, что делает Wi-Fi одним из главных источников для возникновения проблем. Хороший сисадмин обязан настраивать маршрутизатор таким образом, чтобы минимизировать риски, в том числе – за счет ограничения рядовых пользователей в возможностях настройки сети.
5. Контролировать использование Интернета пользователями. Системный администратор должен стараться ограничивать возможность для сотрудников во время рабочего дня играть в игры или не вылезать из соцсетей.
6. Перенастраивать и обновлять программное обеспечение как минимум раз в год, а лучше – чаще. Своевременно переустановленные операционные системы и настроенные обновления помогут избежать бесконечных жалоб сотрудников на тормозящие и зависающие компьютеры из-за которых они не могут нормально выполнять свои рабочие обязанности.
7. Застраховаться от перебоев в работе электросети с помощью систем бесперебойного питания. Это поможет избежать мгновенного отключения всего оборудования в компании из-за происков погоды или некомпетентности электромонтеров и позволить сотрудникам в штатном режиме завершить рабочие задачи, сохранить все документы и правильно выключить компьютеры.
8. Лично повышать пользовательскую компетентность других сотрудников, не ограничиваясь подсовыванием им разных мануалов. Хороший сисадмин должен уметь на пальцах объяснить принципы работы нового софта даже уборщице, показать, как выполняются основные операции, и проверить, закрепился ли навык.
Соблюдение перечисленных в этом перечне обязанностей, конечно же, в большинстве случаев является не достаточным, но необходимым условием для стабильной работы IT-инфраструктуры вашей фирмы. Смело требуйте от сисадмина следования этим пунктам, при необходимости помогайте ему повышать квалификацию в нужную сторону или задумайтесь об аутсорсе или более компетентном сотруднике. Желаем успехов!